Поиск по сайту

Нефтегазстройпрофсоюз России: Территория Севера – приоритет Профсоюза

28.12.2020

Нефтегазстройпрофсоюз России активно отстаивает права работников Севера и участвует в обсуждении проблем «северян» на различных площадках, в том числе и в рамках Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В течение года в режиме под председательством Председателя Нефтегазстройпрофсоюза России Александра Корчагина проходили заседания рабочей группы по социально-экономическим проблемам развития регионов России, в том числе районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, Российской трехсторонней комиссией (РТК) по регулированию социально-трудовых отношений.

В рамках заседаний рассматривался целый спектр вопросов, касающихся развития северных территоий: от вопросов комклексного развития  северных территорий до вопросов обеспечения транспортной доступности, доступности медицинских услуг и качества оказываемой медицинской помощи населению северных регионов.

Традиционно все стратегические документы, которые затрагивают социально-трудовые аспекты, проходят обязательное рассмотрение в рамках РТК. Для Арктической зоны таким документом стала «Стратегия развития Арктической зоны России и обеспечения национальной безопасности до 2035 года». Она была утверждена Указом Президента РФ 26 октября 2020 года.

В частности, в Стратегии указано, что континентальный шельф РФ, по оценкам экспертов, содержит более 85,1 трлн куб. м газа и 17,3 млрд т нефти, что является стратегическим резервом развития минерально-сырьевой базы РФ.

В Стратегии определен комплекс мер для достижения основных задач в сфере социального развития Арктической зоны. Часть из них направлена на развитие первичного звена здравоохранения, включая оснащение оборудованием, обеспечение медицинских организаций авто- и авиатранспортом, совершенствование механизмов государственного финансирования предоставления медпомощи и т.д.

В рамках реализации Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации на 2021-2023 годы Стороны договорились содействовать реализации Стратегии, впрочем, как и государственной программы Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации». Она была принята в 2014 году и редактировалась 5 раз. Постановлением Правительства РФ 17 декабря 2017 года срок реализации программы продлили до 2025 года, а объем государственного финансирования составил 190,5 млрд руб. В документе появилось три подпрограммы:

- «Формирование опорных зон развития и обеспечение их функциониро­вания, создание условий для ускоренного социально-экономического развития Арктической зоны Российской Федерации»;

- «Развитие Северного морского пути и обеспечение судоходства в Арктике»;

- «Создание оборудования и технологий нефтегазового и промышленно­го машиностроения, необходимых для освоения минерально-сырьевых ресурсов Арктической зоны Российской Федерации».

В 2020 году произошло сокращение финансирования арктической госпрограммы в связи с тем, что ее проекты были включены в другие документы. Так, например, в госпрограмму «Развитие транспортной системы» вошел федеральный проект «Северный морской путь», в результате реализации которого грузопоток по Севморпути должен увеличиться до 80 млн т к 2024 году.

Вместе с тем при рассмотрении данной программы профсоюзной стороной РТК не раз отмечалось, что в государственной программе не в полной мере представлены инструменты по социально-экономическому развитию региона, что идет вразрез с государственными задачами развития Арктической зоны.

Однако действующий документ завершит свое действие с 1 января 2021 года в связи с тем, что Министерством РФ по развитию Дальнего Востока и Арктики подготовлена новая редакция государственной программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации» на 2021-2024 годы. Основными задачами документа станут обеспечение конкурентоспособных условий для реализации инвестиционных проектов, создание новых рабочих мест и привлечения трудовых ресурсов на арктические территории; обеспечение нормативно-правового регулирования социально-экономического развития Арктической зоны РФ.

Территории северных регионов занимают значительную часть российской территории, и, хотя плотность населения там минимальна, региону, обладающему колоссальной ресурсной базой, требуется развитие транспортной инфраструктуры. В настоящий момент реализуется федеральный проект "Развитие региональных аэропортов и маршрутов" , который направлен на реконструкцию аэропортов Севера.

До 2024 года на Дальнем Востоке реконструируют 48 аэропортов, 40 из которых включены в федеральный проект «Развитие региональных аэропортов и маршрутов». В первую очередь, в проект вошли 16 аэропортов в Якутии, 7 аэропортов модернизируют на Чукотке, 6 — на Камчатке, 4 — в Хабаровском крае. В Магаданской области в рамках проекта намерены реконструировать 3 аэропорта, а в Забайкалье и Приамурье — по 2.

Развитие авиации требует и усиления внимания федерального центра к проблеме, в том числе путем субсидирования.

Премьер-министр РФ Михаил Мишустин в сентябре подписал постановление, которое устанавливает правила предоставления субсидии из федерального бюджета казенным предприятиям, расположенным в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, на поддержку аэропортов в северных и труднодоступных районах. Средства получат семь казенных предприятий, которые объединяют 73 местных аэропорта и 15 посадочных площадок в Дальневосточном, Сибирском и Северо-Западном федеральных округах. Ежегодно на эти цели планируется выделять по 4,5 млрд руб. Финансирование поступит в рамках госпрограммы «Развитие транспортной системы».

Эта мера поможет сохранить аэропорты с малой интенсивностью полетов, что позволит людям, живущим на Крайнем Севере, продолжить пользоваться услугами воздушного транспорта.

Особое внимание было уделено и вопросам авиаперевозок лиц, работающих вахтовым методом. Так, в рамках одного из заседаний РТК Минтрансу России было предложено в целях стимулирования использования работодателями «групповых» перевозок лиц, работающих вахтовым методом, проработать вопрос с авиакомпаниями о приоритетном оформлении перевозочных документов и предоставлении льготной стоимости билетов за раннее бронирование авиабилетов.

Важным элементом развития перевозок в Арктической зоне является субсидирование перевозок на Дальний Восток и субсидирование региональных перевозок, которое осуществляется согласно постановлению Правительства РФ от 02.03.2018 № 215 и постановлению Правительства РФ от 25.12.2013 № 1242. 16 июля 2020 года на заседании Правительства РФ было принято решение о выделении Росавиации из резервного фонда правительства бюджетных ассигнований в размере 3 млрд руб. на субсидии авиаперевозчикам в целях предоставления в 2020 году субсидий из федерального бюджета организациям воздушного транспорта на осуществление региональных воздушных перевозок пассажиров на территории РФ и формирование региональной маршрутной сети. Это позволит увеличить количество маршрутов субсидируемых перевозок, дополнительно перевезти не менее 450 тыс. человек. Перечень содержит 138 маршрутов, из которых 24 приходятся на Арктическую зону.

Отдельно обсуждалась проблема санитарной авиации. В частности, предложено рассмотреть возможность осуществления перехода в субъектах Российской Федерации от установки медицинских модулей в грузовых вертолетах Ми-8, которые используются в санитарной авиации, к эксплуатации вертолетов «Летающий госпиталь», особенности которого качественно отличаются от используемых грузовых вертолетов Ми-8.

Еще одним важным вопросом в текущем году стало обсуждение мер по повышению доступности медицинских услуг и качества оказываемой медицинской помощи населению северных регионов.

Так, в рамках федерального проекта «Развитие системы оказания первичной медико-санитарной помощи» проводится формирование сети медицинских организаций первичного звена здравоохранения.

В 2019 году в 15 субъектах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях созданы/заменены 111 фельдшерско-акушерских, фельдшерских пунктов и врачебных амбулаторий.

В 2020 году в 19 субъектах Крайнего Севера и приравненных к ниа местностям  запланировано создание/замена 325 фельдшерско-акушерских пунктов, фельдшерских пунктов и врачебных амбулаторий. По состоянию на 06.10.2020, кассовое исполнение составило более 50%.

В 2019 году в субъектах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях приобретено и поставлено в медицинские организации 67 передвижных медицинских комплексов (ПМК), совершено 1685 выездов, осмотрено 51 911 человек.

В 2020 году в шести субъектах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях запланировано приобретение 126 передвижных медицинских комплексов, по состоянию на 06.10.2020 кассовое исполнение составило около 50%. По состоянию на 25.09.2020 поставлены в медицинские организации 53 ПМК. В 2021 году в 13 субъектах Крайнего Севера запланировано приобретение 124 ПМК.

По состоянию на 01.10.2020 в субъектах Крайнего Севера за счет субсидии осуществлено 3619 вылетов санитарной авиации, эвакуировано 6331 человек.

Вместе с тем большая протяженность территории и удаленность населенных пунктов от медицинских организаций, большое число населенных пунктов с числом жителей менее 100 человек, низкий уровень развития телекоммуникационной инфраструктуры в сельской местности не в полной мере позволяют реализовать весь перечень необходимых услуг. Так, в ряде регионов сохраняется неукомплектованность штатов врачей физическими лицами, отсутствует часть медицинского оборудования, обследование и лечение не соответствуют стандартам оказания медицинской помощи, так как участковые больницы не оснащены соответствующим оборудованием и специалистами узкого профиля. Данные проблемы не раз озвучивались профсоюзной стороной в рамках РТК.

В 2021 году работа по направлению будет продолжена.